Радость в каждой игрушке!

Развивающие игрушки для детей до 3 лет

Игра занимает в жизни ребенка значительное место: она помогает ему познавать мир, учит взаимодействию с людьми и предметами, стимулируют фантазию и аналитическое мышление. Наиболее важно подобрать подходящие занятия для малыша в раннем возрасте, поскольку основное формирование мозга, по мнению физиологов, происходит до 3 лет. По этой причине развивающие игрушки — важный элемент воспитания ребенка.

Виды развивающих игрушек
В зависимости от назначения, можно выделить несколько категорий, хотя нередко бывают ситуации, когда игрушка одновременно относится к двум и более группам:
  • Спортивные — для укрепления здоровья и мышечной системы: мячи, обруч, скакалка; для совсем маленьких — развивающие коврики. Также в эту группу входят и крупные «снаряды»: самокат, велосипед или беговел;
  • Направленные на развитие мелкой моторики, непосредственно связанной с развитием речи: бусы, шнуровки, пластилин;
  • Логические игры и головоломки, которые ставят перед маленьким исследователем разные задачи: пазлы, конструкторы, настольные игры; для малышей — кубики и пирамидки;
  • Сенсорные, развивающие органы чувств: пальчиковые краски, мягкие игрушки. Также в эту категорию входят и музыкальные инструменты: барабаны, дудочки, ксилофон;
  • Творческие, открывающие простор для детской фантазии: краски, карандаши, мелки, аппликации;
  • Сюжетные, в которых ребенок учится общению и знакомится с разными видами деятельности: куклы, тематические наборы (врач, кухонная утварь и т. д.).

Лучше подбирать малышу игрушки всех типов в соответствии с его возрастом и потребностями. Однако стоит помнить, что есть и универсальные, интересные в любом возрасте, например, кубики или пирамидки.

Игрушки для детей до года

Самым маленьким детям важно обеспечить достаточно материала для сенсорного развития — у них развиваются органы чувств, и им очень интересно рассматривать, трогать и слушать окружающий их мир. А ближе к году детки познают его очень активно, пробуя все на вкус и исследуя свойства предметов.
В этом возрасте будут полезны следующие развивающие игрушки:

  • Яркие подвесные мобили — ребенку понравится его рассматривать, изучая цвета и формы. Кроме того, он будет тренировать зрение: учиться фиксировать взгляд, следить глазами за движущимися фигурками;
  • Развивающий коврик, содержащий материалы разной фактуры, которые обогащают тактильные ощущения. Часто такие коврики комплектуются безопасным зеркальцем, в которое малыши очень любят смотреться;
  • Погремушки, удобные для маленькой ручки, а в дальнейшем — кубики, пирамидки и сортеры, помогающие ребенку познакомиться с различными цветами, понятиями формы и размера.

Игрушки для детей от 1 года до 2 лет

В этом возрасте малыши уже умеют ходить, управлять своим телом, и для них начинается время самого активного исследования, а также совершенствования двигательных навыков, координации и ловкости. Дети с удовольствием играют с водой, песком, кухонной утварью и различными предметами, которые встречаются в повседневной жизни. Они экспериментируют с коробочками и другими подручными емкостями. Из игрушек подойдут:

  • Матрешки, вкладыши, кубики — ребенок продолжает изучать предметы и познает их свойства, учится выделять общие признаки, сортировать игрушки по категориям, а также начинает строить первые башенки;
  • Мячи, обручи, кегли — разнообразный спортивный инвентарь для физического развития;
  • Кукла или мягкая игрушка — в этом возрасте малыши повторяют все действия взрослых, и с любимым плюшевым мишкой они будут вести себя так же, как и мама с ними: укладывать, кормить, одевать;
  • Игрушка-каталка (машинка или животное), которую можно катить и перед, и за собой, развивая координацию и вестибулярный аппарат, а также совершенствуя навыки самостоятельной ходьбы;
  • Простые музыкальные инструменты — дудочки, бубен, ксилофон — намного больше способствуют развитию музыкального слуха, чем любые игрушки со встроенными мелодиями.

Игрушки для детей от 2 до 3 лет

Постепенно дети проявляют все больше фантазии, и игры становятся сложнее. Кроме того, малыш уже уверенно ходит, и наступает следующий этап: он учится говорить. В этот период можно предлагать ребенку различные творческие инструменты, но не забывать и о прочих аспектах развития. Примерный список игрушек будет выглядеть так:

  • Краски, раскраски, карандаши, мелки, пластилин, соленое тесто открывают огромный простор для фантазии, художественных способностей и мелкой моторики;
  • Пальчиковый театр, различные ролевые наборы («строитель», «кухня», «мастерская», «магазин») — можно разыгрывать с малышом небольшие сценки, обогащая словарный запас и способствуя эмоциональному развитию и социальному взаимодействию;
  • Беговел, самокат — спортивные игрушки также усложняются;
  • Настольные игры, простые пазлы, лото, конструкторы для развития логики и аналитического мышления.

Псевдоразвивающие игрушки

Главная задача, которую должны выполнять развивающие игрушки, — заставлять ребенка придумывать игру, стимулировать полет фантазии, а не ограничивать его. А производители современных игрушек нередко делают их слишком детализированными, например, выпуская множество аксессуаров для кукол: памперсы, коляски, телефоны и другие. В результате ребенок зацикливается на взаимодействии с этими предметами, а развитие фантазии приостанавливается, так как не приходится изобретать недостающие элементы (вместо телефона можно, например, использовать расческу).

Выводы

В целом развивающие игрушки отвечают следующим требованиям:

  • имеют несколько вариантов применения;
  • позволяют решить больше одной задачи.

Они необязательно должны быть дорогими: вполне можно сделать интересные игрушки своими руками из доступных материалов.

И самое главное — развивающей игрушку делает родитель, так как ребенок учится, наблюдая за взрослыми и беря с них пример.

наверх